Я в раздумье закрыла последнюю папку. Просмотрела свои записи, Но решение не приняла – утро вечера мудренее. А решалась судьба молодой женщины, мамы и жены начальника локомотивного депо, в котором работала она.
В течении нескольких дней я изучала документы, снова и снова сверяла подписи и суммы. Расчётчик заработной платы, она же жена начальника депо, по два раза в течении двух месяцев начисляла заработную плату своему мужу. Получала деньги по постоянной доверенности мужа. Как я убедилась, она только-только встала на путь преступления. И могла далее уже не остановиться! Бухгалтер просмотрела, а главный бухгалтер подписала платёжную ведомость не глядя. Странным было то, что кассир не заметила. Но как оказалось, кассира какое-то время подменял другой человек, чем и воспользовалась расчётчик.
В акт ревизии я решила не заносить факт преступления. Пожалела молодую семью. Поставила в известность начальника и главного бухгалтера. Присвоенную сумму женщина внесла в кассу депо в тот же день. И сразу же уволилась по собственному желанию. Рассказываю я об этом случае впервые. Знал только мой муж. Он, конечно, не одобрил моего поступка – самое малое за это я могла получить выговор от руководства.
Я в течении нескольких лет работала финансовым ревизором. Кто-то скажет – скучное дело. Я так не считала. Мой участок был от Урульги до Зилово на Забайкальской железной дороге. Но случалось выезжать мне и на другие участки. Однажды я два месяца работала на станции Уруша по приказу главного ревизора управления железной дороги. Но об этом ниже.
Главное качество для ревизора – внимательность и терпение. Это я поняла ещё в самом начале своей работы бухгалтером. Была у нас старший бухгалтер предпенсионного возраста. Отчеты счетовода нашего филиала она принимала не внимательно. Счетовода случайно поймали на присвоении. И наш главный бухгалтер приказал нам проверить все отчеты за время работы счетовода. Мы выявили присвоение около полутора тысяч рублей. Деньги не маленькие, если учесть, что оклад рядового бухгалтера был не более 70 рублей.
В первую очередь при ревизиях проводилась сплошная проверка кассы и все банковские операции на наличность. Не чистые на руку люди использовали множество способов «умыкнуть» деньги и другие материальные ценности. Обязательно сверялись росписи в получении денег на подлинность, сверялись суммы, номера, устраивались встречные проверки.
Таких встречных проверок в энергоучастке станции Уруша было проведено мною множество. Кассир присваивала деньги на протяжении нескольких лет. Книжки квитанций ей выдавались бухгалтером без печатей, а контроля за их использованием не было. Дебиторская задолженность неуклонно росла. Это почему-то не беспокоило главного бухгалтера.
Принимая деньги от населения, кассир проставляла в корешке квитанции сумму фактически оплаченную, а в квитанции сдаваемую бухгалтеру – в несколько раз уменьшенную. Схема до наивности проста. Безответственность и халатность бухгалтерии и ревизора позволили кассиру беспрепятственно воровать.
Регулярные ревизии, а именно один раз в год, в Уруше проводила старший ревизор. Поэтому ревизия была поручена мне. Работала я совместно со старшим следователем из Могочи, жесткой и темпераментной женщиной. Ссылаясь на свою интуицию, она перед завершением ревизии арестовала начальника участка на 3 дня. Обвинила его в соучастии с кассиром. Некоторые основания были – между ними была, как говорили люди, какая-то странная дружба. Работники предприятия обращали внимание, что кассир из поездок в Могочу в банк привозила продукты дефицитные и всегда делила их после работы с начальником.
Однако, его причастность к преступлению следователю доказать не удалось Кассира судили. И она отсидела в тюрьме от звонка до звонка 8 лет. Вышла на свободу уже в пенсионном возрасте.
Работать ревизором интересно, но… частые и длительные командировки утомляли. Я смогла продержаться не более трёх лет.
20 июн. 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий