25 мар. 2009 г.

"Любите жизнь, весну любите..."

Стучит швейная машинка. Мама что-то шьёт. Интересуемся – что и кому?
-- Узнаете, когда время придёт! – смеётся мама.

Узнали скоро – приезжает Тоня в гости. Мы в восторге и радостном ожидании. Она живёт в Чите. Видимся редко.

Справа - Тоня.

А когда-то Тоня работала в райкоме комсомола, и мы встречали её на окраине села. Вот вдалеке замаячил её силуэт. Бежим навстречу. Идёт она – высокая, красивая, вся в белом.

С её приездом всегда в доме праздник. Пахнет свежей выпечкой. На пороге один за другим возникают гости. Среди них и наши учителя.

Ждём момента, когда гостей в доме не будет... Мама появляется в длинном цветном сарафане, сшитом накануне, в белой блузе с рюшами и чепчике. Тоня – в мужской одежде, с нарисованными угольком усиками и папироской в уголке рта. Начинается представление - веселый экспромт. Тоня с мамой в ударе. С каждым выходом что-то новое, забавное и смешное.

Это – первая часть. Вторая поздним вечером – мы долго слушаем в их исполнении старинные русские песни. Песни то и дело прерываются смехом и разговорами. Мама с Тоней - близкие подружки, хотя разница в возрасте у них 22 года.

Тоня посвятила маме стихотворение, опубликованное в литературном буклете в Севастополе в 2007 году.

Сестре любимой.

На Центральной улице старый низкий дом.
Сердцу люди милые проживают в нём.
Там моей сестрицы светится окно,
Всех объединяет в целое одно.
Светит, греет, радует, отдаёт теплом,
Связывает узами с мамой и отцом.
Близкий ли, далёкий родственник идёт,
Он привет и ласку в нём всегда найдёт.
Чай традиционный на столе всегда,
Там душевность ценится больше, чем еда.
Старого и малого в этот дом влечёт.
Всей родни огромной мирно жизнь течёт.
Коллективом дружным в радости, в беде,
В праздничном застолье, в будничном труде.
От недавней встречи, сердце, не стучи.
Пусть окошко светится звёздочкой в ночи.


В одном из писем ко мне в 2008 году Тоня пишет: «…Живу больше прошлым. Маму вашу, как и свою, ежечасно вспоминаю. Сколько она мне и всем нам дала! Как она согревала всех, своих и чужих. Если бы не она, кто бы мы были? Это неоценимо!…»

Тоня в деревне



И где твоя душа витает?


Родился у Тони сынок, первенец.



"Ресницы тёмные сомкнуты,
В подушках кудри улеглись,
Все прелести зари румяной
На щёчках нежных разлились.

Ребёнка спящего дыханье,
Прикосновение руки –
Как сохранить минуты счастья?!
О, Господи, мне помоги!

Вот я стою, дышать не смея,
Колени полу преклонив,
И это чудное виденье
В душе надолго сохранив".


А потом родились дочки-двойняшки.

"…Вниманья много заняли в начале,
И день и ночь кричать могли,
Чтоб в колыбели их качали.
Беспечной жизни нашей дни
Наполнились таким содомом!
И детский крик. И плач, и смех
Звучат с тех пор в душе и в доме.
Сестрёнкам крупно повезло:
Восторженно их братик встретил,
И от родительской любви
Отполовинив, не заметил…"


Летом меня мама обязательно на какое-то время посылала к Тоне. Хоть как-то помочь ей справиться с её беспокойным семейством.

Григорий Константинович много работал. А нужно где-то и что-то из продуктов достать. В какой-то мере выручал «сухой паёк». Но его хватает ненадолго. Сложно жить во времена полного дефицита. Но жили и выживали. И не поддавались унынию.
Тоня, как и мама наша, человек весёлый, она часто смешила нас и разыгрывала.

А годы, между тем, летят неумолимо быстро. Повзрослели дети. Подросли внуки. Появились у Тони и правнуки.

Из стихотворения Тони первому внуку:

"… Наш юный начинающий поэт,
Наш музыкант, певец, рассказчик –
Талантов прочих праздничный букет…"


Не помню, какому поэту принадлежат слова: "…И внуки вытеснят из мира нас…" .

В 2001 году в Севастополе ушёл из жизни Григорий Константинович. Двумя годами ранее – Геннадий Яковлевич, мой муж.
В 2007 году Тоня прислала мне сборник Литературный Севастополь № 3. Здесь опубликовано её стихотворение, посвященное мужу, которое созвучно и моим чувствам:

Где ты?

Сентиментальной лучше быть,
Чем быть, как дерево, дубовым.
Тебя во веки не забыть,
С тобой делилась чувством новым
Или стихом, рождённым вдруг,
Переживаньем иль восторгом.
Но где же ты, мой милый друг?
С судьбой бессмысленные торги.
Где ты? В каком таком краю?
И где твоя душа витает?
Какие птицы там поют?
Цветы какие расцветают?
Иль тьма и мрак, и пепел, тлен,
Или покой под камнем серым.
Надеюсь, не попал ты в плен,
Когда прощался с светом белым.
Душа свободна и летает,
Но только в образе другом…
Ко мне, быть может, прилетает,
Но я её не узнаю.
Я только нищим подаю.
Да тихо свечи в церкви тают…




«Грусть твоя – прошедшее вчера».

Вновь и вновь разбираю мелкий убористый почерк.

В 2004 г. Тоня мне написала: «…Теперь я уж не говорю, сколько мне лет. А если деваться некуда, то – 70 или скоро 70. Все моложе меня. А старость вперёд меня бежит. И кто ей рад?…

Живу интересной жизнью. Посещаю клубы, литературные и музыкальные гостиные. Много интересных людей встретила. Познакомилась с поэтессами. Хожу на слушания. Сама читаю. Несколько стихов взяли в сборник. Легко и свободно общаемся…»


В кругу друзей-литераторов (в шляпе - Тоня).


17.11.2008: «…Я одна жива из нашей большой семьи. Слава Богу... Издали так вроде бы и нет моих …лет.

Реже посещаю мероприятия, но не отошла ещё от дел литературного объединения. И может это-то и держит меня на плаву. Подстёгивает многовековую лень и сопутствующие ей пороки… Задумываю сделать много, а делаю из всего кое-что и кое-как…»

Это отрывки из писем нашей любимой тётушки Антонины Дмитриевны Пермяковой. И пусть она простит меня за раскрытие тайны переписки.

На днях у Тони (мы с детства зовём её Тоней) День Рождения. Мы все поздравляем её! Желаем здоровья на радость всем! И пусть будет с ней всегда вдохновение! Вот как она об этом просит:

"Не уходи, не покидай
Меня, божественное чувство.
Прошу тебя! О, Боже, дай
Постичь поэзии искусство.
Побудь со мною, вдохновенье!…"


* * *

"Приснилось, что Пегас вернулся.
Чуть-чуть крылом слегка коснулся –
И я очнулась ото сна.
И на душе теперь Весна.
Что мне теперь Крещенские морозы?
И вижу я не снег, а розы,
Лишь о любви мечты и грёзы -
Польются и стихи и проза.
Но обещаю осторожно,
В году же Новом всё возможно.
Коль не смогу, так извини –
Теперь у нас же год Свиньи".


Мы очень любим Тоню!

Как напутственное слово звучит для нас её стихотворение:

"Любите жизнь, Весну любите,
Не будьте хмуры и сердиты.
Любите Осень, Зиму, Лето
Вас жизнь вознаградит за это.
Прощайте всем, и вам проститься.
Не позволяйте возгордиться!…"


Я несколько лет храню маленький клочок бумажки. Его Тоня вложила когда-то в письмо. Это первый набросок стихотворения, опубликованный в литературном буклете в 2006 г. (выпуск седьмой).

"Просты стихи мои, как белая ромашка,
Как василёк, синеющий во ржи,
В рубашке ситцевой и нараспашку,
Коснутся нежно чьей-нибудь души…"


Её стихи о природе, о любви, о жизни очень искренни и написаны с большой любовью.

Вот строки из стихотворения «Осень»:

"От чего душа полна печали,
В этом виновата ли пора?
Ветками берёзы покачали:
Грусть твоя – прошедшее вчера…"




А эти строки из стихотворения « Края родные»:

"…Увидеть вновь бы те края,
Где хоровод берёзок милых.
Там сок берёзовый весной
И запах лиственниц, багула,
Пьянящий дух стоит лесной
Среди весеннего разгула…"


* * *

"Берёзы, Берёзы! Берёзы – двойняшки.
О, как вы нравитесь в белых рубашках.
Ива, берёза, а рядышком туя –
Это же Крым! Это рай, где живу я!"


Ранее я писала, как деревня встречала День Победы. А на моей картине "И превратились в белых журавлей" – руки нашей бабушки Анастасии Андреевны – матери Тони. Я помню эти руки, как они гладили холодные фотографии сыновей. Лихим событиям военных лет Тоня посвятила свои стихи.

Эти строки из стихотворения «Фронтовой треугольник»:

"…Я треугольник тот храню.
Стара военная бумага.
Какой же был он молодой!
Откуда смелость и отвага?

Как сильно Родину любил,
Ей до конца был предан, верен.
За нас он голову сложил,
Но до Победы не дожил,
А как в Победе был уверен!"


Отрывок из стихотворения « Победителям» :

"Всё рухнуло в год 41-й
И жён покинули, невест.
А с фронта кто вернулся первый?
Те, кто без ног, и кто без рук,
А кто и вовсе не вернулись.
Вы испытали столько мук,
Не все Победе улыбнулись…
Седые юноши войны,
Герои, родины сыны…
Вы нам Победу принесли…
Поклон Вам низкий до земли!"

1 комментарий:

  1. Ну что я могу сказать? Слезы, чувства необыкновенные. память разворошенная. Очень хорошо, тихо и спокойно на душе. Спасибо дорогая ВИКА. Мы всегда знали, что ты и вся твоя семья ХОРОШИЕ люди. Понимаешь, ХОРОШИЕ. Спасибо тебе, родная. Теперь мы будем регулярно общаться через блоги. http://permyakov.tv/.
    Все так здорово сделано. Так приятно видеть твои работы. Читать твои тексты. Что-то живое, простое, родное, настоящее. Сразу память начинает выдавать картинки прошлой жизни. Спасибо. Это только для своих, родных людей. Так приятно было видеть Гену артистом. Столько воспоминаний сразу.....
    Это пишем мы вместе -я Олег и я ТОНЯ.
    Мы Вас любим. Всегда помним.
    Обнимаем целуем Пермяковы.

    ОтветитьУдалить