13 июл. 2009 г.

Дед Дмитрий – казак и трубач.


Жили мы, Забайкальские казаки, вольно. Службу казачью строго несли и всякую домашнюю и крестьянскую работу исполняли за милую душу. Сёла наши по Аргуни были расположены. Людные да богатые.

Люди весёлые, на работу удалые. Всяк был себе хозяином. А работа хоть и тяжелая, так ведь на себя это было. А своя ноша не тянет.

Так рассказывал дедушка Дмитрий Иванович Кириллов о своей казачьей жизни. Жизни до революции.

Сейчас что стало с этими сёлами? – говорит он – Места, где наши деды да прадеды жили, травой да бурьяном поросли. Самых работящих да хозяйственных казаков раскулачили. Многих в тюрьмах да лагерях сталинских погноили, другие за границу успели уйти да по городам на казенный паек подались.

Служил дед на службе казачьей во взводе трубачей. Было их около сорока человек. Хранилась фотография трубачей в семье. А сейчас остался только клочок газеты « Комсомолец Забайкалья» со снимком их взвода. Да обрывок статьи, где рассказывалось о Митрии – Забайкальском казаке. Взвод входил в состав 1-го Читинского полка Забайкальского войска. Снимок относится к 1906-1909 гг.

Многие годы хранил он два своих Георгиевских креста да советские награды « Знак Почета» и медаль « За доблестный труд» у Васильевны. С Васильевной после смерти Анастасии Андреевны он прожил около 20 лет. Да вот то ли она награды не сохранила, то ли её дети. Но так или иначе его награды не вернулись его наследникам.

Прожил Дмитрий Иванович около 90 лет. Строг был. Побаивались его, но и уважали. Отличался аккуратностью во всём. Не любил баловства за столом – еда это святое.


Как обижали Анастасию.

Отличался Дмитрий Иванович и справедливостью своей. В обиду слабых не давал. Вот что написала Антонина в своих воспоминаниях о матери Анастасии Андреевне.

Когда Дмитрий служил, Анастасию сильно обижали. Сестра Дмитрия Евдокия, жена его брата Арина и приживалка свекра Ивана Сергеевича. Тот был безвольным и не мог защитить.

Эти заговорщицы написали письмо от имени Дмитрия, где он якобы сообщал о своей женитьбе в Чите. Анастасия измученная непосильным трудом и переживаниями перестала спать. Много плакала. Её начали преследовать страхи.

Тётки заперли её в пустом доме. Почти не кормили. Да ещё и пугали: то курицу вдом через окно закинут, то стучат в окна и двери.

Ехали мимо дома братья Ивановы Мирон и Андриан. Услышали стоны и крики. Подошли к дому. Поговорили с Анастасией. Да и съездили к её матери за 8 верст, привезли. Да отправили попуткой письмо Дмитрию. Он приехал быстро.

Навел порядок в доме. Свозил Анастасию к врачам. Только и надо было ей снотворное. Стала хорошо высыпаться, болезнь и прошла. И никогда не возвращалась.

Дмитрий увёз Анастасию с дочкой Груней с собой на службу. Там она работала и до конца службы была с ним.

Комментариев нет:

Отправить комментарий