12 июл. 2010 г.

Второе дыхание.

Самым утомительным для меня в колхозе было время сенокоса. Я по росту и силёнкам отставала от своих сверстниц Гали и Нины.

Нина вообще была уже большой девахой. Крупная, с почти взрослыми руками, она на голову выше меня. Галя же представляла что- то среднее между нами.

Посадили меня на конные грабли. Их огромные изогнутые зубы бросали меня в дрожь. Кое-как забралась на высокое металлическое сиденье – ещё одна такая же
вместилась бы рядом.

Едва успела схватить вожжи – лошадь привычно пошагала.

Мотнуло меня на этом огромном и неудобном сиденье сначала в одну сторону, затем - в другую. Яма на яме, кочка на кочке. Ухватилась за сиденье.

Вожжи выпали из рук. Запутались в ногах лошади. Она остановилась, и я сползла на землю.

Лошадка моя переступает нетерпеливо с ноги на ногу. Освобождаю вожжи из-под одной ноги, они попадают под другую. С трудом освободила их.

Опять вскарабкалась на сиденье. Ноги до упора не достают: того и гляди, сама могу свалиться под копыта лошади, а ещё хуже – под эти ужасные зубы грабель.

А тут ещё нужно вовремя ухватиться за рычаг, передёрнуть его, чтобы поднять и освободить от травы грабли. Дёргаю, дёргаю рычаг, а силёнок не хватает.

Пока с приключениями добралась до конца прокоса, другие уже по второму разу догоняют меня.

После этого заставили меня копны возить на место будущего зарода.

У лошади вместо оглоблей телеги – веревка с заострённой жердью. Острый конец жерди нужно протолкнуть под копну, перекинуть верёвку через неё.

С грехом пополам я заставила лошадь пятиться. С жердью же изрядно повозилась: то она в кочку воткнётся, то уйдёт в сторону, найти не могу.

Вся в мыле, я, наконец-то, доставила копну к зароду, сильно похудевшую и мало похожую на первоначальную. Конечно же, я опять отстала от всех на два-три подхода.

Перевели меня на другую технику – ручные грабли. Переворачивать валки и сгребать их в копны. Казалось бы, самое легкое занятие.

А если ты целый день на жаре? Всё тело потное, липкое и чешется. Пот заливает лицо и попадает в глаза, жжёт их.

Усталость. Жара. И пересохло в горле. Время идёт по-черепашьи медленно.

Подружки Нина и Галя смелее, сильнее и проворнее меня. Они успели не раз до ручья сбегать и с бригадиром поругаться. Я так не могла – пыталась честно заработать свой трудодень.

К вечеру и деревянные грабли кажутся чугунными. И ладошки в мозолях. И ноги переставляются через силу.

Когда начинают метать зарод, все подтягиваются с вилами и граблями к нему. Работа идёт на втором дыхании – близок конец рабочего дня.

Три-четыре часа напряжённой работы и зарод смётан. Пока 3-4 человека во главе с бригадиром «причёсывают» готовый зарод, остальные разбегаются. На горизонте заклубились густые тёмные облака. Не иначе – быть дождю.

Добралась до воды, пью и падаю на траву. Всё!
До стана идём медленно. Воздух становится влажным и душистым – заморосил дождик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий