11 февр. 2010 г.

Телушка – полушка, да руб – перевоз.

Горный Зерентуй, Нерчинский Завод, Большой Зерентуй, Калга и ещё много других населённых пунктов юга Читинской области, где довелось мне побывать в юности.

Тогда ещё не вышли в свет роман В. Балябина « Забайкальцы» и роман-трилогия К. Седых « Даурия», «Отчий край» и « Утреннее солнце». Правда последний роман я не читала.

Через много лет я перечитала эти романы, и как бы вновь прошлась в Горном Зерентуе по саду декабристов (они сами садили саженцы этих деревьев), осмотрела бывшую тюрьму, где они томились. Побывала в доме Каргиных в Байке. Проехала по трактам до Нерчинского Завода и Акатуя. Полюбовалась водами Аргуни и Шилки.



Цветут лилии.

К этому времени я уже знала кое-что о жизни Забайкальского казачества из рассказов деда. Все эти места ему были хорошо знакомы.



Степь в цвету.

Рассказывал он, что пересекал Даурские степи вдоль и поперёк. Приходилось ему трястись на лошадях в телеге по многу вёрст. Случалось возить зерно и другие продукты в Монголию для обмена на ситцы и другие необходимые товары.



Антилопы в даурской степи.

Любил он при случае говорить:
--За бугром телушка – полушка, да руб – перевоз.
Рубль по тем временам – большие деньги.
А полушка – я думаю, равнялась половине копейки.

В учебниках по истории мы не найдём таких деталей из жизни наших предков. А вот из их рассказов – да. И как важно что-
то донести до внуков. Почитают эти зарисовки и кое-что отложится в их памяти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий