26 февр. 2010 г.

Пять вёрст бегом за счастьем.

От тоски Марфе хотелось завыть по-волчьи. Она снова подбежала к двери и принялась стучать кулаками. –Выпустите меня! Но ни отец ни мать не отозвались. Оставалось ждать, когда они уедут – лошадь уже была запряжена в телегу. Наконец-то! Отец понукнул на лошадь, и телега с родителями проскрипела мимо окна.

Марфа соскочила с лавки, подбежала к окну. Ржавым гвоздём, который ей удалось отыскать, попыталась ковырять раму. Дерево крепкое, не поддаётся. Отец хороший столяр, рама вплотную подогнана к косяку. Марфа нетерпеливо огляделась – что бы ещё такое острое найти. Ничего нет!

Но тут взгляд её упал на крышку подпола. Спасена! Марфа вспомнила, что летом подполье открывают со стороны сеней для проветривания. В детстве они прятались там и могли спокойно выползать на улицу. Марфа, не долго думая, спрыгнула туда – выход есть! Пролезла легко. Свобода!

Прощание было тяжёлым, а потому недолгим.
Григорьевы уезжали из родной деревни налегке. С собой только самое необходимое. В первую телегу уместились Яков с Лукерьей, его мать Анна, дети Гена и Маша. На второй – два брата Якова Александр и Семен да вещички в узлах. Уезжали далеко за Байкал.
Убегали от голода, который поразил эти края.

Далеко позади остались провожающие. Но всё ещё не высыхали слёзы на глазах у Анны. Молодым тоже взгрустнулось, но они уже с интересом гадали, что ждёт их в тех далёких неведомых краях. И только Семен не принимал участия в этих разговорах.

Вот и вокзал. Выгрузились. В ожидании поезда сидели на узлах с вещами. Все молчали – приближалось время отъезда. Старшие вздыхали. Дети уплетали лепёшки, которые сунула им в карманы на прощание бабушка.

Семён нервно прохаживался неподалёку. Родители Марфы не отпустили её с ним. А ведь обещала, что не послушает их, поедет с ним хоть на край света.
--Да не волнуйся! Напишешь, как устроишься, она и приедет к тебе,--успокаивали его братья.

Решили перекусить и взрослые. Достали домашние припасы: огурчики, грибочки, хлебушек.
Что-то ёкнуло у Семёна – оглянулся. А там его Марфуша – не бежит, идёт спотыкаясь, раскраснелась, платком машет : я с вами, не оставляйте меня!

--Ай да Марфа! Пять вёрст бегом!

Яков говорит Михаилу, сопровождавшему их до станции: Ты передай родителям Марфы – всё будет по чести, поженим их на месте.

Уехала Марфа в далёкие края с любимым. Родила ему троих детей. Да только недолгим было их счастье – ушел на войну Семён и не вернулся, погиб.

Комментариев нет:

Отправить комментарий